2 Региональная олимпиада по музыкальной литературе

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУДО «ДШИ

мкр. Молодежный» г. Новочеркасска

_________________Помазкин И.Г.

«___»________________2017 г.

 

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА АДМИНИСТРАЦИИ  Г. НОВОЧЕРКАССКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ МКР.  МОЛОДЕЖНЫЙ» Г. НОВОЧЕРКАССКА

 

ПОЛОЖЕНИЕ

II Региональной олимпиады по музыкальной литературе

«Вдохновение»

 

  1. Общие положения

1.1 Настоящее положение определяет порядок организации и проведения Олимпиады, ее организационное и методическое обеспечение, порядок участия и определения лауреатов и дипломантов.

1.2. Непосредственным организатором конкурса является Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств мкр.  Молодежный» г. Новочеркасска.

1.3. Время проведения   Олимпиады: 24 ноября  2017 г. в 14-00 в МБУ ДО «ДШИ мкр. Молодежный» по адресу: г. Новочеркасск, пер. Спартаковский 2-Г.

 

  1. Цели и задачи

2.1. повышение интереса учащихся к предметам музыкально-теоретического цикла;
2.2. актуализация знаний и умений, полученных в процессе обучения;
2.3. стимулирование интереса к исследовательской деятельности;
2.4. выявление одаренных детей, обладающих творческим и интеллектуальным потенциалом;
2.5. повышение уровня владения информационно-коммуникационными технологиями;
2.6. развитие форм внешкольной работы.

 

  1. Участие в Олимпиаде

3.1. Принять участие в Олимпиаде могут учащиеся и преподаватели образовательных учреждений культуры и искусства, общеобразовательных школ г. Новочеркасска и Ростовской области.

3.2. Участие в Олимпиаде индивидуальное.
3.3. Предварительный отбор участников не производится.
3.4. Олимпиада проходит в один тур.
3.5. Для участия в Олимпиаде необходимо подать заявку (Приложение №1) на электронный адрес  МБУ ДО «ДШИ мкр. Молодежный» : е - mail: CSAMolodejnui-2g@yandex.ru

3.6. Взнос за участие в Олимпиаде составляет 300 руб. за 1 участника.

Взнос оплачивается наличными:

  • для учащихся из г. Новочеркасска – до 20 ноября 2017 г. в Оргкомитет Олимпиады;
  • для иногородних участников — по прибытии на Олимпиаду.

При участии в 2-х номинациях – вторая номинация бесплатно.

  1. Условие и порядок проведения Олимпиады.

4.1 Олимпиада проводится в МБУДО «ДШИ мкр. Молодежный» по адресу пер. Спартаковский 2-Г  по номинациям:

I номинация: «Умники и умницы».  Форма: теоретическая олимпиада. Включает в себя:

ТЕСТ на знание фактологии из жизни и творчества изучаемых композиторов, музыкальных терминов в объёме программы, соответствующей году обучения (классу).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА: определение на слух отрывка из музыкального произведения, изучаемого по программе (конкретный перечень композиторов и музыкальных тем, выносимых на олимпиаду,  содержится в приложении №2)

 

Время проведения теоретической олимпиады: 24 ноября 2017 года  в 14-00   Время для выполнения каждого из двух  заданий – 30 минут.

Возрастные категории:

I категория – учащиеся II-го года обучения по музыкальной литературе

II категория – учащиеся III  года обучения по музыкальной литературе

III категория – учащиеся  IY года обучения по музыкальной литературе

 

II номинация: «Мой любимый композитор». Форма: электронная презентация. Обращаем Ваше внимание, что творческое задание должно выполняться учащимися самостоятельно и не содержать копирования текстов из Интернет-источников. В случае обнаружения факта копирования презентации из Интернета работа не оценивается.

Возрастные категории участников:

I категория – 10-13 лет

II категория – 14-17 лет

Презентации представляются в Оргкомитет олимпиады в срок до 20 ноября 2017 г. на электронном носителе или по электронной почте: CSA-Molodejnui-2g@yandex.ru с приложением  заявки установленного образца.

 

III. Номинация «Иду на урок» (для преподавателей теоретических дисциплин):  Методическая разработка урока по музыкальной литературе. Работа представляется в Оргкомитет конкурса в электронном виде (формат Word) по электронной почте  в срок до 20 ноября 2017 г. с приложением заявки установленного образца. Участие в данной номинации дает преподавателю уникальную возможность получить сертификат участника или победителя в профессиональном конкурсе регионального уровня, необходимого для прохождения аттестации на I или высшую квалификационную категорию.

IY  номинация: «Рисуем оперу». Форма: конкурс рисунков. В номинации представляются иллюстрации к операм и балетам русских и зарубежных композиторов.

I категория – до 9 лет

II категория – 10-13 лет

II категория – 14-17 лет

 

Рисунки формата А4, А3, оформленные в паспарту и снабженные этикетками представляются в Оргкомитет олимпиады в срок до 20 ноября 2017 г. с приложением заявки установленного образца.

 

Образец этикетки:

этикетка


Работа жюри
 

5.1.  Для оценки конкурсантов формируется жюри конкурса.

5.2. Жюри конкурса:

  • оценивает конкурсные работы участников по возрастным категориям.

5.3 Жюри оставляет за собой право:

  • присуждать не все призовые места;
  • делить призовые места между участниками конкурса;
  • присуждать специальные призы.

5.4. Решение жюри окончательно и пересмотру не подлежит.

5.5.  В случае, если член жюри является преподавателем или руководителем участника,  он не может участвовать в голосовании при оценке результатов этого участника.

  1. Награждение

6.1. Участники награждаются дипломами II Региональной олимпиады по музыкальной литературе «Вдохновение»  с присвоением звания «Лауреат», «Дипломант».

6.2. Все преподаватели, подготовившие участников, получают Благодарственные письма II Региональной олимпиады по музыкальной литературе.

 

 

Приложение №1

К Положению

II Региональной олимпиады по музыкальной литературе

 

ЗАЯВКА

на участие в II Региональной олимпиаде  по музыкальной литературе

 

  1. Ф.И.О. участника____________________________________________________
  2. Номинация _________________________________________________________
  3. Возрастная категория_________________________________________________
  4. Название работы ____________________________________________________
  5. Ф.И.О. руководителя_________________________________________________
  6. Название направляющего учреждения (телефон, e-mail) ____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Руководитель

 

Дата

 

 

Приложение №2

к Положению

II Региональной олимпиады по музыкальной литературе

 

Музыкально-фактологический материал

2  год обучения

  1. Формы музыкальных произведений: период из двух предложений повторного строения, простая двухчастная, простая трёхчастная, куплетная, вариационная, рондо.
  2. Музыкальные жанры:

   песня

   танец: старинные танцы  танцы народов мира (вальс, полонез, мазурка, полька, гопак, лезгинка, бульба, тарантелла);

   марш: свадебный, похоронный, военный, спортивный, сказочный, детский;

   Понятия — опера, балет, симфония, соната

  1. Инструменты симфонического оркестра
  2. Средства музыкальной выразительности
  3. Программно-изобразительная музыка (Чайковский, Григ, Прокофьев, Мусоргский, Лядов)

Музыкальный материал:

  • Чайковский: Времена года, Детский альбом, Щелкунчик
  • Римский-Корсаков –Три чуда
  • Лядов «Кикимора»
  • Мусоргский «Картинки с выставки»
  • Прокофьев «Петя и волк»
  • Григ «Пер Гюнт»
  • М. Равель. Болеро.
  • С.С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»
  • Сен-Санс. Карнавал животных. Лебедь.
  • И. Штраус. Сказки венского леса.
  • А.И. Хачатурян. Лезгинка из балета «Гаяне»

 

И. С. Бах: стиль, эпоха.  Понятия: «тема», «ответ», «интермедия», «противосложение», «экспозиция», «разработка», «реприза».

 

 Музыкальный материал:

  • Инвенции С- dur, Fdur, hmoll. Понятие «экспозиция».
  • Хорошо темперированный клавир: Прелюдии и Фуги cmoU, Cdur, gmoll,esmoll.
  • Токката и фуга d-mo//.
  • Французская сюита № 2: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига.

 

3  год обучения

И. С. Бах: годы жизни, три периода жизни и творчества, основные события жизни и творчества, кульминационные сочинения каждого периода. Понятия: «тема», «ответ», «интермедия», «противосложение», «экслозиция», «разработка», «реприза».

 

Музыкальный материал:

  • Инвенции С- dur, Fdur, hmoll. Понятие «экспозиция».
  • Хорошо темперированный клавир: Прелюдии и Фуги cmoU, Cdur, gmoll,esmoll.
  • Токката и фуга d-mo//.
  • Французская сюита № 2: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига.

Й. Гайдн: годы жизни, три периода творчества, кульминационные произведения этих периодов.

Музыкальный материал:

  • Фортепианная соната Ddur, I часть: темы главной и побочной партий.
  • Симфония № 103 «С тремоло литавр»: I ч.: Вступление, темы главной и побочной партий, разработка; II ч.: две темы (без вариаций); III ч.: начало; IV ч.: тема главной партии.

В. А. Моцарт: годы жизни, два периода жизни и творчества: 1) до 1881 г.; 2) 1881 — 1891гг.;

Знать годы создания опер «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», Реквиема.

Музыкальный материал:

  • Соната для фортепиано А- dur. I ч.: тема. Вариации 1,3; II ч. и III ч.: по слуху.
  • Симфония N2 40: I ч.: темы главной и побочной партий, разработка; II ч.: тема главной партии; III ч. и IV ч. — по слуху.
  • Опера «Свадьба Фигаро»: Увертюра: темы главной и побочной партий; 1 д.: Каватина Фигаро, разделы 1,2; Ария Керубино «Рассказать, объяснить не могу я»; Ария Фигаро «Мальчик резвый»; 4 д.: Каватина Барбарины.
  • Реквием: Lacrivosa.

 

Л. Бетховен: годы жизни, четыре периода жизни и творчества, кульминационные произведения разных жанров в эти периоды. Гейлигенштадтское завещание, годы создания «Фиделио», «Творения Прометея».

Музыкальный материал:

  • Фортепианая соната № 8 «Патетическая»: I ч.: Вступление, темы главной и побочной партий; II ч.и III ч. — по слуху.
  • " Фортепианная соната N2 «Лунная»: все части — по слуху.
  • Симфония N5 с-тоll: I ч.: темы главной и побочной партий, разработка, соло гобоя в репризе; II ч.: 1,2 темы (без вариаций); III ч.: крайние разделы и середина; IV ч. — по слуху.
  • «Эгмонт»: Вступление, темы главной и побочной партий, кода.

 

Композиторы-романтики:  Шуберт, Шопен

Музыкальный материал;

  • Лесной царь, Серенада, Форель
  • Прекрасная мельничиха, Зимний путь
  • Музыкальный момент
  • Революционный этюд
  • Вальс до-диез минор

 

4  год обучения.

М. И. Глинка: годы жизни, три периода: 1) до поездки в Италию, 2) 1834—1842 гг.; 3) 1842- 1857.

Музыкальный материал:

  • Опера «Иван Сусанин». Интродукция: 1 и 2 хоры; 1 д.: Каватина и рондо Антониды; Трио «Не томи, родимый»; Сцена появления Ивана Сусанина. 2 д.: Полонез, Краковяк, Вальс, Мазурка. 3 д.: Песня Вани, Романс Антониды, Свадебный хор «Разливалися, разгулялися». 4 д.: Ария Ивана Сусанина «Чуют правду», «Ты взойдёшь, моя заря», Хор «Славься».
  • «Камаринская»: 1,2 темы.
  • «Вальс-фантазия»: рефрен.
  • Романсы: «Я помню чудное мгновенье», «Попутная», «Жаворонок».

А. С. Даргомыжский: годы жизни, три периода творчества: 1) до 40-х гг.; 2) 40-50 гг.; 3) 60-е гг.

Музыкальный материал:

  • Опера «Русалка». 1 д.: Ария Мельника, Хоры «Заплетися, плетень» и «Как на горе мы пиво варили». Терцет «Ах, прошло тот время»; 2 д.: Хор «Сватушка», 3 д.: Каватина Князя; 4 д.; Хор русалок «Любо нам порой ночною».
  • Романсы: «16лет», «Мне грустно», «Старый капрал», «Титулярный советник»

 

М. П. Мусоргский: годы жизни, два периода жизни и творчества: до и после создания оперы «Борис Годунов».

Музыкальный материал:

  • Опера «Борис Годунов».Пролог: Хор «На кого ты нас покидаешь?», колокольный звон. Хор «Солнцу красному слава». Первый монолог Бориса «Скорбит душа». 1 д.: Песня Варлаама «Как во городе было, во Казани»; 2 д.: Второй монолог Бориса; 4 д.: Песня Юродивого «Месяц едет». Хор «Кормилец-батюшка», Хор «Расходилась, разливалась».
  • «Картинки с выставки»: все номера, кроме пьес «Катакомбы», «Лиможский рынок», «Быдло».

 

А. П. Бородин: годы жизни, два периода: 1) до возвращения из-за границы; 2) после возвращения из-за границы.

Музыкальный материал:

  • Опера «Князь Игорь». Пролог: Хор «Солнцу красному слава»; 1 д.: Песня Галицкого, Хоры девушек «Сй, лихонько», «Мы к тебе, княгиня». Хор бояр «Мужайся, Княгиня». 2 д.: Половецкие пляски. Ария Кончака «Здоров ли. Князь», Ария Игоря — по разделам. 4 д: Плач Ярославны.
  • Симфония № 2 «Богатырская»: I ч.; темы главной и побочной партий, разработка.

 

Н. А. Римский-Корсаков: годы жизни, четыре периода творчества: 1) до плавания на клипере «Алмаз»; 2) сотрудничество с композиторами «Могучей кучки»; 3) служение в Консерватории; 4) последние годы.

Музыкальный материал:

  • Опера «Снегурочка». Пролог: Хор птиц. Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить», Ариетта Снегурочки «Слыхала я, слыхала». Хор «Прощай, Масленица». 1 д.: Ариетта Снегурочки «Как больно». 2 д.: Шествие царя Берендея, Каватина Берендея. 3 д.: Третья песня Леля, Ариозо Мизгиря. 4 д.: Заключительный Хор «Свет и сила. Бог Ярила».
  • «Шехеразада»: 4 части — по слуху.

 

П. И. Чайковский; годы жизни, три периода: 1) до окончания консерватории; 2) Московский период, его кульминации — опера «Евгений Онегин» и Четвёртая симфония; 3) 80-90 годы, их кульминации — опера «Пиковая Дама» и Шестая симфония.

Музыкальный материал:

  • Опера «Евгений Онегин»: 1 карт.: Вступление, Хор «Уж как по мосту, мосточку», Ариозо Ленского «Я люблю вас». 2 карт.: Сцена письма Татьяны, разделы 1, 2, 4. 3 карт.: Хор «Девицы-красавицы»; 5 карт.: Ария Ленского «Куда?»; 6 карт.: Ария Гремина.
  • Первая симфония «Зимние грёзы»: все части — по слуху.

 

 Скачать\посмотреть оригинал Положения

 

Обсуждение закрыто.

  • Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?